ЙОГА (и психотренинг)
Главная Психотренинг и духовное развитие

Кто на сайте

Сейчас на сайте находятся:
 98 гостей 

Авторизация






Забыли пароль?
Забыли имя пользователя (логин)?
Ещё не зарегистрированы? Регистрация

Email

Занятие 20

Программа занятия:

1. Анализ выполнения дома комплекса упражнений 19-й недели – 10 мин.

2. Значение одежды в духовном развитии – 20 мин.

3. AT высшая: Суть упражнений «Путь на дно моря» и «Путь на вершину горы». Отработка упражнения «Путь на дно моря»– 40 мин.

4. Задание на дом. Комплекс упражнений 20-й недели – 7 мин.

5. Выполнение комплекса упражнений 20-й недели – 30 мин.

ЗНАЧЕНИЕ ОДЕЖДЫ В ДУХОВНОМ РАЗВИТИИ.

Одежда поглощает элементы нашей мысленной эманации и со временем пропитывается ими. Тот, кто носит старую одежду, входит в атмосферу эманации, поглощенной когдато этой одеждой, и ощущает отголоски старых настроений и огорчений, забот и неприятностей. Новая одежда освобождает нашу психику и сообщает ей легкость. Она является как бы свежей оболочкой нашего тела, еще не пропитанной мысленной эманацией многих дней. Не следует хранить и одежду, которую вы носили в счастливое для вас время. Носить из экономии старую одежду – значит надевать на себя старые, отжившие части прошлого и непроизводительно тратить свои силы. Даже змеи из «экономии» не вползают в старую кожу. Природа не признает старой одежды, не скупится на перья, меха, краски.

Интуиция заставляет людей надевать определенную одежду в определенных случаях, оставляя дома будничные мысли с будничной одеждой. Каждая профессия должна бы иметь свое особое изящное платье, надевая которое люди приходили бы в настроение, соответствующее данному занятию без лишнего расхода сил. Во всех религиях священник облачается в особое священническое одеяние, предназначенное для определенной службы, и не надевает его в другое время для предохранения его «ауры» от «низких» мыслей. Если бы священник постоянно носил его, то в культовое одеяние проникли бы все дурные настроения и неприятности его будничной жизни.

Большинство людей не первой молодости пренебрегают ярким туалетом, одеваясь в темную и немодную одежду. Это начало умирания. Эти люди морально сдают и стремительно входят в старость.

Все испытывают ощущение морального и духовного подъема, облачаясь в модную и красивую одежду. Привычка носить модную и красивую одежду замечательна (если есть, конечно, для этого условия), так как она воздействует не только морально и духовно, но и делает человека красивым, осанка и походка становятся соответствующими одежде: красивыми и уверенными.

СУТЬ УПРАЖНЕНИЙ AT ВЫСШЕЙ «ПУТЬ НА ДНО МОРЯ» И «ПУТЬ НА ВЕРШИНУ ГОРЫ».

Упражнения «Путь на дно моря» и «Путь на вершину горы» являются дальнейшим углублением самопознания. В образных переживаниях основными действующими лицами являются сами занимающиеся. В предыдущих упражнениях значительная часть занимающихся могла не иметь образных переживаний. В упражнениях «Путь на дно моря» и «Путь на вершину горы» почти все переживают образы. Объясняется это тем, что многие занимающиеся могут переживать образы только при их собственном активном участии в переживаемых событиях.

Эти упражнения являются наиболее совершенными упражнениями для самопроявления (проявления внутренних «психических шрамов», нанесенных еще в детстве, негативных свойств характера и поведения, которые выплывают из подсознания и «призывают» сознание принять необходимые меры для стабилизации характера и поведения) и внутренней психической гармонии.

Людям с абсолютно нормальной психикой упражнения дают ощущения усиления внутренней гармонии и просветления. Людям с некоторыми психическими отклонениями (боязнь одиночества, мания преследования, покушение на свою жизнь) упражнения позволяют избавиться от психических отклонений (особенно эффективен в этом отношении «Путь на дно моря», где занимающиеся в борьбе с образами своих «психических шрамов» и психических недостатков «очищают» психику).

Пережитые «пути на дно моря и на вершину горы» позволяют понять, что происходит в глубине человеческой души.

Эти упражнения обычно выполняются вместе, друг за другом, но можно выполнять их и по отдельности.

Упражнение «Путь на дно моря»

Формула 1.

Формула 2. «Перед моим внутренним взором появляется образ; я представляю себя (или вижу себя) на берегу моря» (формула, в зависимости от надобности, повторяется 2 – 4 раза).

Далее: «Образ становится все более четким. Образ ясно стоит передо мной».

При «погружении на дно моря» многие занимающиеся встречают чудовищ (являющихся образами негативных психических качеств человека), пугающих и вызывающих страх. Занимающиеся должны быть абсолютно уверены в безопасности пути в «глубину моря». Эта уверенность может быть им сообщена только в языке, образах и мире представлений того магического мира символов, в котором живут образы. Таким образом, не AT покидает необходимую естественнонаучную базу, а мир образов достигает тех глубоких слоев, в которых они охватываются лучше всего сказочными образами и понятиями детскоархаического волшебного мира. Поэтому продолжение формулы звучит так:

«В моей правой руке волшебная палочка. Я по желанию могу превратить ее в любое оружие, чтобы им защищаться, или в ключ, который откроет любую закрытую дверь, или в сосуд. Палочка может превратить любое живое существо в... На моей левой руке волшебное кольцо, его лучи проникают в темноту».

При последующих занятиях эти формулы, после того как их содержание легко воспринимается, могут сокращаться. Тогда они будут звучать так:

«В моей правой руке волшебная палочка, которая может быть превращена в оружие, ключ или средство для превращения.

На моей руке кольцо, которое светит».

И еще позднее:

«У меня волшебная палочка и кольцо».

Волшебная палочка служит не только защитой от опасности; многие пациенты используют ее очень виртуозно по собственной инициативе для того, чтобы облегчить себе погружение (можно создать из нее машину с пропеллером, чтобы быстрее «опуститься» на дно моря, или небольшие подводные лодки, или даже ракеты).

Продолжение формулы:

«Я иду совершенно спокойно, шаг за шагом, все дальше и все глубже на дно моря».

После необходимых многократных повторений можно пользоваться сокращенным вариантом: «Все дальше и все глубже на дно моря».

Что видят упражняющиеся? Абсолютно психически здоровые люди обычно видят приятные глазу ландшафты и приятных живых существ. Невротики переживают опасности и образы, вызывающие страх, но при этом переживают победоносное, освобождающее и оказывающее целебное свойство ощущение.

«Попасть» на дно моря не всем легко. Иногда требуются определенные усилия (особенно для невротиков). У некоторых море все дальше и дальше отступает, чем ближе они к нему приближаются. Тогда помогает образ набережной или мола, с края которого занимающийся может по лестнице спуститься в глубину, или удается поездка по морю на лодке, в процессе которой удается с помощью веревочной лестницы исследовать дно моря. Иногда при таких трудностях удается прыжок со скалы в море. Иногда «путь» на дно моря затрудняется тем, что занимающийся не может спуститься под воду, так как море очень мелкое, или потому, что он легкий и не тонет в воде. В первом случае выручает формула, которая и впоследствии бывает тоже полезной:

«Я посмотрю по сторонам, может быть, я найду глубокую впадину или пропасть на дне моря».

Во втором случае можно с помощью волшебной палочки надеть на ноги водолазные ботинки со свинцовыми подошвами, в рюкзак наложить камней или в подводной скале найти ступени, по которым можно спуститься на глубину.

Большинство занимающихся проделывают следующий путь (типичный случай): сначала путь проходит сквозь неорганический мир, по песчаному дну, затем, как правило, путь долго проходит по растительности. Чудовищные змееобразные растения или непрозрачные колючие кустарники могут стать преградой, и здесь волшебная палочка, превратившись в меч, может стать оружием освобождения от пугающей обстановки (у других этот путь более приятен: через цветущие луга и шелестящие леса). Затем в этой области большинство пациентов начинает ощущать все нарастающую темноту. Но, оказывается, достаточно луча, отраженного от кольца, который, как прожектор, рассекает ее. У большинства вслед за этим следует мир подводных животных: преобладают рыбы различной величины, формы и цвета. Это и подвижные изящные и прекрасные по раскраске рыбы, и угрожающие рожи тропических рыб-чертей. Часто вызывают тревогу появляющиеся целыми стаями акулы, которые приближаются к одинокому путешественнику и наполняют его парализующим ужасом. Не меньший ужас вызывают огромные каракатицы, которые извергают чернильную жидкость на свою жертву, так что иногда они чувствуют прикосновение бесчисленных щупалец (одному из занимающихся пришлось вступить в бой с огромной каракатицей, обхватившей его грудную клетку и не дававшей ему дышать; он дотронулся до каракатицы волшебной палочкой после безуспешной борьбы с помощью меча и увидел свою мать; он не подозревал, что ее давящая любовь и кажущаяся озабоченность может иметь что-либо общее с его заболеванием астмой; это открытие подействовало удивляюще и освобождающе).

Другой часто повторяющийся вариант «пути» на дно моря – два различных слоя: растений, зверей, рыб и чудовищ; далее – находящийся под ними почти райский ландшафт с эфемерными прозрачными существами, полулюдьми-полурусалками. Но нужно помнить, что для каждого занимающегося существует свое видение «пути» на дно моря (в зависимости от состояния психики).

В тренировках (так же, как и в жизни) занимающиеся должны сначала научиться смотреть в лицо опасностям и трудностям. Еще до отправления «в путь» на дно моря им надо об этом сообщить: нет пути назад. Очень важно дать понять и подчеркнуть значение этой позиции для выработки характера, а также для преодоления пассивно-депрессивного и оборонительного поведения большинства невротиков. Вполне понятному желанию быть в безопасности нужно содействовать, давая совет: «Если опасное животное или чудовище захочет на вас напасть, нарисуйте вашей волшебной палочкой черту или круг на расстоянии нескольких метров от вас, которую не перейдет или не сможет переплыть опасное животное. Затем спокойно следите за тем, что делает это животное и чего оно от вас хочет».

При более подробных указаниях занимающийся получает совет сделать при помощи волшебной палочки изображение самого себя (можно из картона) и поставить его на безопасном расстоянии от себя (примерно в 20 метрах). Тогда чудовище может напасть на картонное изображение, в то время как пациент издали наблюдает за происходящим. При этом часто выясняется, что чудовище не настолько опасно и агрессивно, как это казалось, и хочет только поговорить с ним. Символическое «содержание» зверя в жизненной ситуации часто и существенно разъясняется, если занимающийся попросит зверя подняться с ним на поверхность моря, когда тот зачастую в таком случае превращается в определенное лицо, являющееся причиной психических отклонений занимающегося.

Если происходит нападение, то пациент должен бороться; волшебное оружие оказывается сильнее. Мечом можно проткнуть любой панцирь. Акулы протыкаются копьями, змей убивают кнутами, а чудовищ – дубинками, каракатиц режут ножами, а целые полчища крабов жгут огнеметом.

Агрессивные меры важны прежде всего для невротиков. Они ведут подлинно героические бои с драконами, чудовищами, акулами, крокодилами, ядовитыми змеями, и всегда эти бои завершаются победоносно. Они заканчиваются повторяющейся резней, жуткими пытками, насаживанием на кол, раздавливанием и прочими казнями врагов. Именно эти агрессивные действия оказывают важное терапевтическое воздействие (в особенности на покушавшихся на свою жизнь). Занимающиеся получают несомненное облегчение. Каждому невротику нужно не реже одного-двух раз в неделю при помощи этого упражнения разряжать свою агрессию (иначе она обратится против него самого). Фрейд был прав, когда говорил: «Никто не убивает себя сам, он хочет убить другого».

Перед первым выполнением упражнения невротикам сообщается, что они могут при опасных или неприятных ситуациях в любую минуту, подняв правую руку, позвать преподавателя и рассказать ему в деталях их положение. Преподаватель в этом случае дает действенный совет.

Выход (обратный путь) достигается следующим продолжением формулы 2:

«Я постепенно ухожу от своих переживаний и иду совершенно спокойно, шаг за шагом, обратно».

При необходимости последние слова можно повторить: «Я возвращаюсь совершенно спокойно, шаг за шагом, к берегу моря».

Формула 3.

Формула 4.

Задание на дом. Комплекс упражнений 20-й недели.

1. Отработка пятой стадии аутогипноза – 5 мин.

2. AT высшая.

Упражнение «Путь на дно моря» – 30 мин.

3. Упражнения Хатха-йоги:

полное йоговское дыхание – 7 раз

Пашимоттанасана – 2 раза

поза кушетки – 2 раза

Учасана – 2 раза

Сарвангасана – 1 мин.

Матсиасана – 30 сек.

Шавасана – 5 мин.

 

<<Предыдущее занятие (Наверх) Следующее занятие>>

 

© 2012 by Вадим Юлмухаметов. При копировании материалов, активная ссылка на источник обязательна! http://yaik74/